Все родители сталкивались с ситуацией, когда ребенок плачет, и непонятно, как и чем можно его успокоить. Все привычные методы, как: попытки выяснить причину (объясни, что случилось?), отразить его состояние (я вижу, что ты расстроен, потому что ..., я понимаю, что тебе обидно, потому что ...), просто быть рядом, обнять и ждать, пока слезы сами по себе закончатся и др., могут требовать очень много времени, либо оказываются неэффективными, либо еще больше усугубляют ситуацию, вызывая новую волну протестного негодования, крика и слез.

Все логичные доводы по поводу ситуации и разъяснения остаются неуслышанными за громким ревом. Ребенок находится в таком состоянии, что он не может внять голосу разума.

Тем более неэффективными могут быть такие все более осуждаемые в обществе методики жесткого влияния на ребенка, как:

- угрозы и шантаж (будешь плакать, не будешь смотреть мультики неделю/расскажу папе; успокойся, и я тебе дам шоколадку),
- попытки пристыдить и/или унизить (что плачешь, как малыш/девчонка, соберись, тряпка, ты же мужик, фу, какая ты плакса, не люблю тебя за это),
- физическое воздействие и др.

Уже давно доказано, что словесная грубость действует на ребенка так же, как физическое наказание. Травмируя психику ребенка, грубые слова формируют в ребенке комплексы, недоверие к близким и закладывает негативные кирпичики в фундамент его характера, а значит – всей дальнейшей жизни.

Все больше и больше людей говорят о том, что невозможно сделать ребенка лучше, делая ему хуже (заставляя его чувствовать себя плохо). Нужно что-то другое.
https://forumupload.ru/uploads/001b/a3/de/2/t792036.jpg

Есть одна простая, безопасная и действенная методика, позволяющая успокоить ребенка. Она называется «Игра для мозгов».

Ее идея заключается в том, что когда ребенок находится в «эмоциональной яме» (кричит от боли/обиды/и чего еще угодно), включена на полную мощность его лимбическая система – структуры мозга, отвечающие за эмоции. В силу возраста ребенок не может самостоятельно выбраться из этого состояния и начать контролировать свои эмоции. Вот почему бесполезно говорить ему «успокойся, пожалуйста».

Когда включена эта система, ребенок не способен думать. Проще говоря, он не может одновременно сильно эмоционировать и мыслить логически.

Все, что вам нужно, - это заставить его думать. Это можно сделать с помощью игры, которая заставит включить логический мозг ребенка.

Что надо сделать?

1.
Для начала привлеките внимание ребенка и предложите поиграть в интересную игру, покажите, что вам это тоже интересно!

2.
Дайте ребенку какое-то задание:

  • найти и назвать несколько предметов определенного цвета в комнате,

  • назвать несколько его самых любимых игрушек/мультиков/сказок/блюд,

  • послушать и сказать, что он слышит, откуда этот звук,

  • назвать несколько предметов, которые он может потрогать, увидеть, слышать,

  • разложить машинки/куклы по цветам, размеру,

  • сосчитать, сколько в комнате определенных предметов,

  • решить простую задачку (2+2 и т.д., задачки подбираются по возрасту и в соответствии с знаниями ребенка),

  • разгадать простую загадку.

Это может быть что угодно, что заставит ребенка «включить мозг».

3.
После того, как ребенок успокоится, пойдите на еще большее сближение с ним (усадите себе на колени, обнимите или возьмите за руку), далее можно спросить о том, что он чувствовал, и как вы вместе можете решить эту проблему.

С помощью этой стратегии вы вовлекаете логический мозг ребенка для разрешения его проблемы и налаживаете с ним доверительную связь, при которой ребенок знает, что он услышан и понят.

Это отлично работает. Я узнала об этом методике не так давно, хотя раньше интуитивно в некоторых случаях применяла ее, например по дороге в детский сад, считая машины определенного цвета или привлекая внимание ребенка к анализу окружающей природы и т.д.

С тех пор, как прочитала об этом методе, мне не пришлось ждать долго, чтобы иметь возможность испытать его. Первый раз мой младший ребенок ревел навзрыд, потому что его старший брат-погодка его задел, Мишке было очень обидно. Попытки успокоить его обычными способами не срабатывали, он начинал реветь еще громче.

Тогда я вспомнила про этот метод и посмотрела по сторонам. В комнате под потолком висели разноцветные шарики после праздника, и я сказала:

«Дружочек, давай сыграем в цветную игру с шариками! У меня есть для тебя задание - мне нужно, чтобы ты собрал их по цветам – отдельно желтые, отдельно красные и синие».

Мишка перестал плакать, сначала внимательно посмотрел на меня, еще всхлипывая, и уже с надеждой перевел взгляд наверх. Буквально через несколько секунд он уже увлеченно сортировал шары в кучки по цветам. Следующим заданием было сосчитать шарики разных цветов, а потом все вместе.

Дело было уже вечером, и мне надо еще немного времени, чтобы дотянуть до сна, а Мишка очень устал, и я понимала, что через некоторое время эмоциональный срыв повторится. Это случилось скоро. Мы играли в прятки, и Миша очень расстроился, когда я нашла его (даже с подсказкой), и снова стал отчаянно реветь. Тогда я попросила его помочь мне найти старшего брата Юру с помощью слуха. Мы попросили Юру говорить «ку-ку», чтобы найти его. Необходимость слушать включила мозг Миши и сразу вытащила его из эмоциональной зоны в зону мыслительной деятельности.

Я проверяла эту методику снова и снова, и она работала каждый раз.

Я заметила, что эта же методика может работать со взрослыми, находящимися в сильном эмоциональном состоянии. Если вы видите, что человек вот-вот провалится в эмоциональную яму, а вы этого не хотите, попробуйте попросить его что-то вспомнить или задайте ему какой-то вопрос, который заставит включиться в работу его логический мозг. Нет, предлагать ему вспомнить теорему Пифагора, наверное, будет не очень удачным, но можно подобрать другой вариант. Этим самым вы можете помочь ему, а заодно и себе.

Если у вас есть свои ноу-хау по этой тематике, делитель в комментариях! Буду рада узнать об этом. :)

Подпись автора

Не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе © (Джон Донн)