нтанный разрыв мочевого пузыря у детей с экстрофией мочевого пузыря без аугментационной цистопластики

Содержание:


Введение

Разрыв мочевого пузыря – хорошо известное осложнение после аугментации мочевого пузыря у пациентов с экстрофией мочевого пузыря, но редко встречается у пациентов, не проходивших аугментацию.

Целью настоящего исследования является выявление факторов риска спонтанного разрыва мочевого пузыря у пациентов с экстрофией без аугментации.

Пациенты и методы

В период с 1991 по 2012 гг. в 4 медицинских центрах Франции и Австралии было выявлено 9 случаев спонтанного внутрибрюшного разрыва мочевого пузыря. Данные по этим случаям были собраны и проанализированы.

Результаты

Все случаи были представлены классической экстрофией мочевого пузыря и эписпадией.

2 пациентов были женского пола. У обеих имелись Мюллер-аномалии (удвоение матки), у одной была фистула между мочепузырной площадкой и левым полу-влагалищем. Остальные 7 пациентов мужского пола не имели других врожденных пороков развития. Все 9 пациентов родились с нормальным верхним мочевым трактом.

Коррекция была выполнена с использованием процедуры Келли у 2 пациентов и этапной реконструкции – у 7 пациентов (6 из них с остеотомией). 

Первичная коррекция была выполнена при рождении - у 5 пациентов, скоро после рождения - у 3 пациентов (1-6 недель) и в 1 год - у 1 пациента.

Коррекция шейки мочевого пузыря была выполнена у 8 пациентов в среднем в возрасте 6 лет (от 2,5 до 11 лет). Из них у 3 пациентов была выполнена дополнительная пластика уретры: 2 – по поводу фистулы и 1 – по поводу стриктуры.

До разрыва у 6 пациентов мочеиспускание было только через уретру. Одному из них, с большим объемом остаточной мочи, было рекомендовано проведение чистой периодической катетеризации, но он отказался. 2 пациента также мочились через уртеру, но выполняли дополнительно катетеризацию через стому Митрофанова. 1 пациент выполнял периодическую катетеризацию каждые 3 часа через уретру. 6 были сухими в течение дня. У 6 имелись слабо выраженные симптомы со стороны мочевых путей: 5 имели учащенное мочеиспускание и 4 имели затрудненное мочеиспускание. 2 страдали эпизодами задержки мочи. 

У 4 пациентов на 1 из последних УЗИ перед разрывом мочевого пузыря отмечалось расширение верхних мочевых путей. 2 пациентов имели маленькую почку с одной стороны. В 2 случаях с большой остаточной мочой (более 30% от объема) стенки мочевого пузыря были утолщены и с трабекулами.

При этом в 2 случаях УЗИ были нормальные.

Микционные цистоуретрограммы были выполнены у 6. У 5 пациентов был отмечен пузырно-мочеточниковый рефлюкс: 4 – высокой степени, 1 – низкой степени. У 2 был стеноз проксимальной уретры.

Радиоизотопные исследования были выполнены у 3 пациентов. У 2 была выявлена аномальная дифференциальная функция (15% и 42% левой почки).

Уродинамические исследования были выполнены 2 пациентам. Оба были аномальными, с малым объемом мочевого пузыря (100 мл) и недостаточной комплаентностью мочевого пузыря (менее 10). У обоих было высокое давление при подтекании (60 см H2O при 100 мл).

Средний возраст разрыва составил 11 лет (от 5 до 20). 1 пациент недавно проходил уретрокожное закрытие фистулы, и разрыв случился через 1 день после того, как убрали уретральный катетер.

Все пациенты испытывали абдоминальную боль, у 2 была температура. У 7 были признаки кишечной обструкции с рвотой и вздутием живота. У 1 из этих пациентов развился левый плевральный выпот.

Пациентам первоначально проводились меры первичной реанимации, антибиотики, 6 были поставлены мочевые катетеры. У 2 пациентов была попытка проведения консервативного менеджмента дренажом. У 1 дренаж в течение 3 недель был успешным, а у другого через 4 дня понадобилась лапаротомия. 7 пациентам была выполнена хирургическая операция.

После операции 5 была выполнена аугментационная цистопластика с созданием стомы Митрофанова. У 1 их этих пациентов через 2 года после аугментации случился повторный разрыв мочевого пузыря. 2 других пациента отказались от аугментации и стомы. Из них 1 пропал из наблюдения, а у другого через 15 месяцев случился повторный разрыв.

Выводы

Разрыв мочевого пузыря является риском среди пациентов с экстрофией, даже не прошедших аугментационную цистопластику. Это осложнение может быть потенциально опасным для жизни и чаще всего требует проведения операции.

Разрыв возникает из-за плохого опорожнения мочевого пузыря и/или высокого давления, и большинство пациентов имеют симптомы со стороны нижних мочевых путей и некоторое ухудшение работы почек. 

Уродинамические исследования должны выявлять пациентов, входящих в зону риска. Если выявляется слабое опорожнение и/или высокое внутрипузырное давление, проведение чистой периодической катетеризации не должно откладываться.

Giutronich S, Scalabre A, Blanc T, Borzi P, Aigrain Y, O'Brien M, Mouriquand P, Heloury Y.
Journal of Pediatric Urology, 2016 Dec

Spontaneous bladder rupture in non-augmented bladder exstrophy. - PubMed - NCBI | Полный текст

Подпись автора

Не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе © (Джон Донн)